Психолог ЦСТМ на базе ТВГУ Марсанова Наталья Николаевна, 5 сентября 2019

Исследование базовой подготовленности выпускников Тверского государственного университета к трудовой деятельности
(опрос работодателей Тверского региона 2019)

В этом году Традиционная весенняя ярмарка вакансий уже в третий раз прошла в формате «Ночи карьеры». «Ночь карьеры-2019» состоялась 18 апреля 2019 года и собрала в стенах Тверского государственного университета 40 работодателей и более 400 соискателей. Ежегодно на ярмарке вакансий сотрудники Молодёжной биржи опрашивают работодателей. В этот раз мы также задали работодателям вопросы, которые помогли определить актуальный уровень подготовленности выпускников Тверского государственного университета к работе по выбранной специальности. Пришло время подводить итоги нашего исследования!

Начнем с вопроса, который особенно актуален для каждого выпускника, покидающего стены университета, – возможно ли выпускнику устроиться на квалифицированную работу без опыта? Так, 76% работодателей ответили на этот вопрос положительно! В этих компаниях ждут молодых специалистов без опыта работы.

Что же тогда ждут hr-менеджеры от соискателя без опыта работы? Рассмотрим факторы, которые, по мнению работодателей, оказывают наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста. Менеджерам предлагалось выбрать наиболее важные качества и навыки, определяющие профессиональную успешность сотрудника.

Стоит отметить, что в 2019 году мнение работодателей во многом совпало с выбором предыдущих лет – изменилось лишь процентное соотношение данных факторов. Итак, наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускников вуза, по мнению работодателей, оказывают:

  • Готовность и способность к дальнейшему обучению (77%)
  • Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи (68%)
  • Уровень практических знаний, умений (61%)
  • Способность работать в коллективе, команде (58%)
  • Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда (55%)
  • Уровень профессиональной общетеоретической подготовки (45%)
  • Знание необходимых в работе программ (32%)
  • Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие (32%)
  • Владение иностранным языком (29%)
  • Осведомленность в смежных полученной специальности областях (23%)

Профессиональное становление молодых специалистов без опыта работы предполагает освоение большого количества новой информации и специализированных профильных технологий на первом этапе профессиональной адаптации. Этим объясняется тот факт, что 77 % работодателей уделяют главное внимание готовности и способности выпускника к дальнейшему обучению и развитию.

В то же время, важен уровень профессиональной общетеоретической подготовки (45%). Безусловно, это тот «базис», на котором основывается дальнейшее развитие профессиональных знаний и навыков молодого специалиста.

Способность работать в команде – еще одна ключевая компетенция, отмеченная работодателями (58%). Масштабы задач в современных коммерческих компаниях и ограниченность сроков требуют от сотрудников не только личной эффективности в работе, но и эффективного и плодотворного взаимодействия при объединении сотрудников в команду. Многие компании сегодня включают в свое корпоративное обучение тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы

Второй по значимости ключевой компетенцией работодатели назвали способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи (68%), что согласуется с лидирующей позицией способности к дальнейшему обучению. Это умение воспринимать новые и адаптировать имеющиеся знания к постоянно меняющимся требованиям деловой среды

Важную роль, по мнению работодателей, играет уровень практических знаний, умений (61%). Высокая квалификация и способность применять полученные теоретические знания на практике являются важным условием приема на работу, т.к. многие выпускники демонстрируют разрыв между теоретической базой, полученной в период обучения, и практическим применением полученных знаний в условиях реальной трудовой деятельности. Решение данной проблемы, вероятно, лежит в плоскости укрепления сотрудничества между вузами и представителями бизнес-сообщества: введение новых мест для прохождения практики, предложение актуальных стажировок и т.д.

Немаловажным фактором эффективности профессиональной деятельности остается способность эффективно представлять себя и результаты своего труда (55%). В современном мире это совершенно необходимый навык, помогающий, как продвигать товары и услуги компании на рынке, так и донести результаты собственной работы до коллег и руководства.

Чуть реже работодатели выбирали знание необходимых в работе программ (32%) и владение иностранным языком (29%). Безусловно, в условиях информационного общества навыки в сфере ИТ-технологий и знание иностранных языков повышают свою значимость, в то же время, требовать знания актуальных узкопрофильных программ и свободного владения языком у выпускников непрофильных специальностей не представляется возможным. Тем не менее, знание иностранного языка, информационные компетенции делают выпускника более привлекательным и конкурентоспособным на рынке труда.

Осведомленность в смежных полученной специальности областях приобретается вместе с опытом работы, поэтому логичным представляется невысокая значимость данного фактора именно для молодого специалиста (23%).

Итак, описывая факторы, определяющие профессиональную успешность молодого специалиста, работодатели отметили значимость не только уровня общетеоретической подготовки и практических навыков, но и более широких soft skills. Это проявляется в готовности и способности к дальнейшему обучению, способности воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи, способности работать в команде и т.д.

Таким образом, мы получили образ «идеального» специалиста по мнению работодателей нашего региона. Но, каков же реальный уровень подготовленности выпускников Тверского государственного университета к работе по выбранной специальности? Мы также задали работодателям вопросы, помогающие объективно оценить способности и навыки начинающих специалистов.

Говоря об уровне профессиональной общетеоретической подготовки студентов ТвГУ, 53% работодателей отметили, что начинающие специалисты получили среднюю подготовку, 40% оценили её уровень как высокий. Только 3% опрошенных сказали о низком уровне подготовки. Такие показатели вполне сопоставимы с результатами прошлогоднего исследования и отражают действительность.

Работодатели на протяжении последних лет придерживаются устойчивой точки зрения, что молодым специалистам — выпускникам вузов, не хватает знаний для решения конкретных практических задач, базовой подготовленности к самостоятельной работе по специальности — лишь 54% оценили её уровень как хороший, 25% — как удовлетворительный.

Командная работа – один из путей адаптации молодого специалиста на новом месте, и в то же время, — необходимость в условиях сильнейшей конкуренции в коммерческой сфере. Однако, для того, чтобы стать частью команды, необходимо обладать сложным комплексом коммуникативных и социальных навыков. 72% работодателей отметили, что навык командной работы у выпускников сформирован на хорошем уровне, а 24%отлично сформирован. В этом году никто из работодателей не отметил, что у выпускников ТвГУ плохо сформирован данный навык.

Анализ вопроса о нацеленности на карьерный рост и профессиональное развитие показал, что большинство студентов ориентированы на карьерный рост и профессиональное развитие в организации (59% — хорошо сформирована, 38% – отлично)

Только 11% выпускников отлично подготовлены к самостоятельной работе по специальности, 54 % имеют хорошую подготовку к самостоятельной работе, в то время как 4% выпускников оказались не готовы к самостоятельной работе по специальности в принципе. Это свидетельствует о важности правильного построения процесса адаптации и обучения молодого специалиста при приеме на работу.

Готовность и способность выпускников ТвГУ к дальнейшему обучению 28% работодателей описали как отлично сформированную, 66% — хорошо сформированную.

В завершении опроса мы традиционно задали работодателям вопрос о готовности принимать студентов на практики и стажировки, а также о перспективах последующего трудоустройства. Так, 91% работодателей выразили готовность принимать студентов ТвГУ на практики и стажировки, столько же работодателей (91%) ждут студентов, проходивших у них практику, в основной штат сотрудников. В большинстве компаний (90%), работающих в Тверском регионе, предусмотрена особая программа обучения для молодых специалистов, что существенно упрощает процесс адаптации на новом месте и позволяет набраться опыта под руководством наставника.