20 сентября 2016
Автор: Быстрова Ольга, психолог РЦСТВ ТвГУ

Тренинги и мастер-классы от работодателей в рамках ярмарки вакансий
(Рекомендации по организации тренингов и мастер-классов от работодателей на Ярмарке вакансий на примере РЦСТВ ТвГУ)

Центр содействия трудоустройству при учебном заведении (далее – Центр) в общепринятом понимании ориентирован на взаимодействие с работодателями посредством сбора сведений об актуальных вакансиях и предоставления их студентам и выпускникам вуза, ссуза. Общая цель таких Центров – это, безусловно, трудоустройство молодых специалистов. Конечно, форматы взаимодействия с работодателями не исчерпываются лишь формированием банка вариантов трудоустройства, но у каждого Центра сотрудничество организовано по-разному, основываясь на специфике работы подразделения учебного заведения.

Одним из таких форматов, активно применяемым Региональным центром содействия трудоустройству выпускников Тверского государственного университета (далее – РЦСТВ ТвГУ) вот уже более 6 лет, является участие представителей компаний в мероприятиях, направленных на адаптацию к рынку труда молодежи нашего региона в возрасте от 18 до 27 лет. В число таких мероприятий включены: «Дни карьеры», встречи и экскурсии к работодателям, интервью с успешными в своей профессии людьми, деловые игры, «Тренинговый марафон», презентации работодателей.

Второй год подряд сотрудниками РЦСТВ ТвГУ проводится учебный курс для студентов 4 курсов бакалавриата – «Технологии эффективного трудоустройства». Итоговое занятие предполагает приглашение представителей компаний-работодателей для проведения реальных собеседований с участниками. Аналогично выстроен и длительный тренинг «Готовимся к встрече с работодателем», который проходит в течение 8 недель.

В указанных выше мероприятиях сотрудники Центра выступают инициаторами всех «активностей» работодателей, на что получается хороший отклик: большинство компаний заинтересованы в привлечении молодых специалистов и понимают, что сотрудничество в таком формате открывает горизонты для более тесного взаимодействия с аудиторией молодых специалистов. Так называемый «прелиминаринг» в сфере подбора персонала сейчас набирает все большую популярность: компании бывает выгоднее подобрать молодых специалистов и сформировать профессионала конкретно под ее запросы и привить стандарты корпоративной культуры. Здесь помощником выступают как раз таки Центры содействия трудоустройству при учебных заведениях.

Описанные мероприятия способствуют привлечению студентов к изучению рынка труда «изнутри» со слов работодателей. Присутствие же самих представителей компаний вызывают еще больший интерес к услугам Центра у молодежной аудитории, что является большим плюсом для РЦСТВ ТвГУ в плане набора участников.

Как можно заметить, общая особенность всех этих «активностей» – мероприятия организуют и проводят непосредственно сотрудники Центра, где работодатели занимают второстепенную роль и выступают в качестве экспертов, дающих оценку и рекомендации по поводу формирования и развития тех или иных навыков соискателей, необходимых для успешного трудоустройства.

Однако в этом учебном году РЦСТВ ТвГУ решил видоизменить формат взаимодействия и предоставить возможность работодателям быть в фокусе внимания и впервые самим провести мероприятие в рамках ежегодной ярмарки вакансий «День карьеры-2016». Речь пойдет о двух обучающих формах: тренинге от кадрового холдинга «АНКОР» – «Поиск работы в условиях кризиса». «Секреты успеха» и мастер-классе от крупнейшей западной компании «Филипп Моррис Сейлз энд Маркетинг» – «Эффективная коммуникация для молодого специалиста». А теперь подробнее о том, как сотрудникам РЦСТВ ТвГУ удалось реализовать эту идею.

В любом начинании главное – определить цель. Здесь упор был сделан на новизну, уникальность такого рода мероприятий для нашего региона, что, безусловно, преследовало еще одну цель – привлечение студентов и выпускников к участию в ярмарке вакансий, ознакомление их с рынком труда, спецификой работы в различных компаниях, адаптация молодых специалистов к условиям трудовой деятельности.

Центральные задачи, которые встали на пути РЦСТВ, определялись следующим:

  • согласовать с руководством техническую возможность проведения мероприятий;
  • разработать примерный список тем, интересных молодежи;
  • определить работодателей, которые активно откликнуться на предложение провести тренинг или мастер-класс для соискателей;
  • набрать группы участников;
  • разработать технический сценарий проведения тренинга и мастер-класса;
  • определить координатора от РЦСТВ для помощи тренерам во время ведения тренинга и мастер-класса;
  • обеспечить обратную связь с соискателями посредством выдачи сертификатов участника.

Первая задача, решаемая сотрудниками РЦСТВ неоднократно, не вызвала значительных затруднений. Относительно списка тем тренинга и мастер-класса отметим, что большую помощь в решении этой задачи оказало накануне проведенное масштабное исследование в Тверском государственном университете, описавшее социально-психологические признаки современных студентов, выявило интересы, проблемы, волнующие их, а также жизненные принципы учащейся молодежи. Принимая во внимание данные, полученные в ходе указанного исследования, сотрудниками РЦСТВ был разработан список возможных тем тренинга и мастер-класса.

Следующий этап работы предполагал поиск тех представителей компаний-работодателей, которые будут заинтересованы в данном формате сотрудничества. Так как у РЦСТВ ТвГУ уже есть своя база организаций, с кем выстроены партнерские отношения, вариантов было вполне достаточно. Однако заметим, что работодатели отнеслись к идее с осторожностью: многие люди воспринимают изменения, нововведения с опаской, и это вполне объяснимо. Надо понимать, что данные мероприятия дают возможность работодателю увидеть потенциальных кандидатов в работе в ходе взаимодействия в команде, ведь, к примеру, тренинг предполагает активную форму обучения посредством индивидуальных и групповых заданий. В данном случае, можно провести аналогию с ассессмент-центром – на сегодняшний момент столь популярным методом отбора персонала в крупных современных компаниях. В связи с этим, работодатели-тренеры были определены, и совместно с сотрудниками РЦСТВ выбраны актуальные темы для тренинга и мастер-класса, на которые указывалось выше. Укажем на «удобство» такого формата для Центров трудоустройства в плане подготовки – работодатели сами разрабатывают тренинги и мастер-классы с учетом запросов аудитории молодых специалистов.

Идем далее. Технический вопрос решен, темы определены, программы тренинга и мастер-класса готовы. В центр внимания выходит еще одна ключевая задача – набор группы участников. Из опыта РЦСТВ ТвГУ понятно, что наиболее действенным, быстрым и удобным для соискателей вариантом формирования группы являются интернет-источники. В частности, социальная сеть «ВКонтакте», где сотрудники Центра активно ведут аккаунт и группу «РЦСТВ ТвГУ: работа для молодежи/вакансии в Твери». Размещение актуальных новостей дает возможность быстро привлечь соискателей к различного рода мероприятиям и получить от них отклик. Для обеспечения посещаемости тренинга и мастер-класса сотрудниками РЦСТВ ТвГУ была введена система «Вход по билетам», опробованная ранее при подготовке «Тренингового марафона». Другими словами, участие в тренинге/мастер-классе предполагало запись и получение билета непосредственно в Центре, с которым необходимо прийти на мероприятие. Таким образом «отсеивались» немотивированные участники. Еще одним плюсом, «подогревающим» интерес молодых специалистов, оказался сертификат, который выдавался всем участникам по итогам тренинга/мастер-класса.

Любое мероприятие предполагает разработку технического сценария, в котором будут обозначены конкретные задачи, зоны ответственности и ответственные, сроки исполнения. Такой подход позволил учесть все нюансы заранее, продумать распределение времени на каждый этап тренинга/мастер-класса, обозначить роль координатора и добиться слаженной работы тренеров совместно с сотрудником РЦСТВ, отвечающим за данное направление.

Как уже отмечалось выше, вся активная работа в тренинге/мастер-классе в плане его проведения ложится на плечи работодателя-тренера. Однако не менее важно присутствие в процессе сотрудника Центра, выполняющего роль координатора. Здесь основными его задачами выступили:

  • представление тренеров;
  • обозначение темы тренинга/мастер-класса;
  • контроль времени;
  • помощь тренерам в плане технического оснащения помещения;
  • помощь тренерам в регулировании групповой динамики;
  • решение организационных вопросов и т.п.

Итогом данных форм обучения стала отправка электронных сертификатов всем принявшим участие в тренинге и мастер-классе.

Хотим заметить, что работодатели очень ответственно подошли к разработке своих программ, что вызвало неподдельный интерес среди студенческой аудитории: участники активно задавали вопросы, уточняли. Высказывали свои предположения. Тем самым, «День карьеры-2016», помимо основной своей функции – информирование о вакансиях соискателей – охватил не менее важные, на наш взгляд, задачи, сформулированную исходя из тем тренинга и мастер-класса – обучение студентов и выпускников стратегиям поиска работы, развитие навыков командного взаимодействия, расширение знаний в сфере межличностной коммуникации.

В целом, такие способы сотрудничества с работодателями позволяют, как уже, отмечалось, привлечь молодежь на «День карьеры», разнообразить программу проведения ярмарки вакансий, дать возможность «подтянуть» навыки, необходимые для поиска работы и трудоустройства.