Логотип РЦСТВ ТвГУ

Молодежная
биржа труда

Региональный центр содействия
трудоустройству выпускников

Тверской
государственный
университет

Логотип ТвГУ
Горячие вакансии Горячие вакансии Резюме Резюме Пройти тренинги Пройти тренинги О нас О нас

Инструкция по составлению карьерного плана для студентов ВУЗов

Как ни странно, но большинство нынешних студентов живут «беззаботной студенческой жизнью» вплоть до последнего курса обучения, не продумывая свою будущую карьеру и предпочитая оставлять все «на потом». «Вот получу диплом, тогда и буду работу искать!», – стандартный ответ хотя и не всех, но многих студентов. А зря! Ведь именно сейчас, когда у них достаточно свободного от учебы времени, когда еще не предъявляются высокие требования к профессионализму, именно сейчас и нужно вложиться в будущее, позаботиться о пополнении своих знаний, расширении круга навыков, их совершенствовании.

Для того, чтобы помочь обучающимся на данный момент и выпускникам преодолеть страх неизвестности после окончания учебного заведения, подготовиться к выходу на рынок труда, стать более конкурентоспособными, придать им уверенности в себе, Региональный центр содействия трудоустройству выпускников Тверского государственного университета (далее РЦСТВ) предлагает технологию построения карьерной траектории, которая даст возможность решить обозначенные выше проблемы.

Итак, карьерная траектория (карьерный план) – стратегия поведения на рынке труда, которая разрабатывается на определенный период времени; по сути, это планирование профессиональных и карьерных достижений. С психологической точки зрения, карьерный план – это стремление предвидеть все перспективные возможности развития карьеры и воспользоваться ими. Наличие карьерного плана придаст студенту уверенность. Его основа – это правильно поставленная цель, сформированная система ценностей и приоритетов. Опираясь на эти три составляющие, можно спланировать карьерную траекторию, которая будет отвечать внутренним потребностям студентов и вести их в правильном направлении. Отметим, что в дальнейшем, по ходу развития карьеры, карьерный план может совершенствоваться и дополняться. Также оптимальным будет составлять его на определенный период времени (3, 5 лет и т.д.). Нашим студентам мы рекомендуем продумать карьерную траекторию на время обучения в ВУЗе.

Как уже было отмечено выше, фундаментом в строительстве карьеры выступает цель. Для правильной и корректной ее постановки РЦСТВ предлагает студентам воспользоваться известной технологией SMART. Помимо указанной технологии можно взять за основу какую-либо другую. Что же включает система SMART? Правильно поставленная цель должна включать следующие составляющие:

S (Specific) – Конкретная цель. Должна быть чёткая формулировка. Найти работу – это не цель, это процесс. Конкретная цель звучит так - устроиться на работу ведущего новостных программ на региональном радио (так же желательно указывать название радио).

M (Measurable) – Измеримая цель. Результаты работы (успеха) должны быть измеримы. Для этого надо выделить критерии, которые покажут, достигнут ли результат или нет (например, заключение трудового договора).

A (Achievable) – Достижимая цель. Сложность цели может быть любой, но цель должна быть достижимой. Недостижимая цель - это мечта. Здесь важно видеть пути ее реализации и располагать определенными возможностями. Для этого необходимо здраво оценивать свои внутренние ресурсы и внешние возможности (например, нельзя устроится на работу переводчиком, владея иностранным языком на уровне ниже среднего. Это станет возможным только после того, как вы пройдете обучение на курсах и подтянете свой уровень владения языка до требуемого).

R (Relevant) – Подкреплённая ресурсами цель. Цель должна подразумевать под собой затрату или использование при её выполнении каких-либо ресурсов – это то, что необходимо, чтобы добиться поставленной цели (например, к внутренним ресурсам можно отнести способности, интеллект, память; внешние ресурсы – это образование, знакомства и т.д.).

T (Time framed) – Определённая во времени. Задача должна быть конечной. Если этот параметр не будет отражен, то достижение может растянуться на неопределенный промежуток времени (несколько лет). Схема 1 отражает, в общем, картину постановки цели:

Цель

Обозначив понятие, приступим к разъяснению этапов построения карьерного плана. Мы их выделили шесть.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: получение образования.

Можно сказать, что все нынешние студенты уже преодолели эту ступень: они самостоятельно либо с чьей-то помощью выбрали направление подготовки. Сейчас они находятся в процессе получения образования.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: выбор сферы деятельности.

Не секрет, что не все студенты, пройдя указанный выше этап, уверены в правильности своего выбора. Возможно, в процессе учебы на конкретном факультете выявились моменты, которые не отвечают потребностям и не оправдывают их ожидания. Конечно, здесь двусторонняя проблема: со стороны студентов – неграмотная проработка своей системы ценностей, незнание специфики выбранного направления и т.д.; со стороны учебного заведения – неполное информирование в отношении направления подготовки.

На данном этапе разработки карьерного плана студентам необходимо определиться со своими предпочтениями: «Я люблю работать с документами», «А мне нравится взаимодействовать с клиентами», «Я предпочитаю аналитическую работу» и т.д. Здесь главное – увидеть свои внутренние потребности и понять, что им ближе всего. В этом случае будут уместны всевозможные профориентационные тесты и методики, широко представленные в интернет-источниках. РЦСТВ ТвГУ разработал специальный психодиагностический комплекс «Якоря карьеры», который направлен как раз на помощь студентам младших курсов в определении направления карьерной траектории.

Пройдя два вышеуказанных этапа, обучающиеся уже могут сформировать образ своей будущей профессии.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: выбор конкретной вакансии/должности, изучение функционала.

Данный этап требует более детальной проработки, так как играет определяющую роль. Студентам мы предлагаем такой инструмент в поиске работы, как изучение рынка труда. Для этого необходимо систематически анализировать информацию на работных сайтах, что поможет обучающимся выяснить, какая должность для них наиболее привлекательна. Стадия изучения функционала выбранной позиции предполагает обзор требований, которые предъявлены к данной вакансии. Для осуществления более эффективного анализа мы предлагаем студентам воспользоваться так называемым «ПРОФИЛЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ» – инструментом, описанным в статье известного консультанта по планированию карьеры и развитию персонала Станислава Клиникова. Он предлагает, рассмотрев должность с точки зрения необходимых знаний и навыков, составить диаграмму, на которой будут отражены 2 уровня компетенций – реальный и желаемый/необходимый. Первый уровень покажет, насколько сформирована данная компетенция у обущающихся на данный момент; второй отразит необходимый уровень развития этой же компетенции в отношении выбранной должности. Станислав Клиников рекомендует студентам для выстраивания уровня «реальный» ориентироваться на проявление конкретной компетенции в поведении, а не полагаться на свои представления. Примерно такой профиль может выглядеть следующим образом:

Профиль

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ: получение дополнительного образования на курсах, в процессе прохождения практики, стажировках, тренингах и т.д.

Благодаря грамотной и полной проработке предыдущего этапа, студентами будет заложена основа для приобретения навыков и знаний по средствам проявления инициативы и самообразования, можно сказать, «наращивания» необходимых компетенций. Это нужно, чтобы достичь главную цель – трудоустройство на конкретную должность. Остается только пополнить свой багаж необходимыми теоретическими и практическими знаниями и навыками. Для этого мы рекомендуем будущим молодым специалистам не только пройти обучение на курсах, стажировках и т.д., но и самостоятельно читать больше литературы в соответствии с выбранным направлением. Расширить теоретические знания можно также благодаря участию в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах и т.п., а также хорошим помощником в данном случае выступит общение с профессионалами в выбранной области

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ: выбор конкретного работодателя, конкретной компании.

Ближе к окончанию учебного заведения у студентов наступает явная необходимость как можно точнее и конкретнее определиться с будущим работодателем. В первую очередь, в свете эры компьютерных технологий, на выручку приходят интернет-источники (работные сайты, сайты компаний и т.д.). Далее фокус смещается на проводимые в нашем и других регионах ярмарки вакансий, Дни карьеры, различные мероприятия, где работодатели презентуют свои компании. И здесь, как раз, в помощь будущим выпускникам – проводимый РЦСТВ ТвГУ ежегодный «День Карьеры», который организуется в соответствии с приближающимся выпуском молодых специалистов. Это масштабная ярмарка вакансий, мобилизующая не только работодателей Тверского, но и других регионов (г. Москва, Московская область, г. Смоленск). Оперируя несколькими источниками, студентам будет проще сделать выбор в отношении той или иной компании.

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ: составление резюме и подготовка к собеседованию

Это финишная прямая построения карьерной траектории. Проделав такую сложную работу, просто недопустимо проявить несерьезность и поверхностность на этом этапе, ведь в деле трудоустройства важна любая мелочь! Данный этап в составлении карьерного плана объединяет все отработанные моменты и обозначает полученный результат. В силу выше указанного, сотрудники РЦСТВ предлагают студентам и выпускникам пройти тренинги «Как составить резюме?» и «Пробное собеседование». Данные тренинги проводятся индивидуально с каждым кандидатом. В ходе работы студент приобретает знания, которые понадобятся при успешном прохождении собеседования в реальную компанию и получает уже составленное по правилам резюме на конкретную должность с карьерным портретом. Карьерный портрет предполагает комплексную характеристику студента, целостную картину его компетенций. Еще один формат – проект для студентов ТвГУ «Карьерный взлет», в рамках которого организованы мастер-класс «Стань лучшим» и мастер-класс по составлению резюме. Данные мероприятия предполагают уже групповую работу со студентами, что позволяет охватить большую аудиторию.

Итак, итог построения карьерной траектории: наш студент – молодой, перспективный специалист, вооруженный необходимыми знаниями и навыками, четко знающий свои карьерные цели и готовый реализовать себя в качестве профессионала в интересующей его области!

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Кабинет соискателя



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика