22 мая 2017
Автор: Быстрова Ольга, психолог РЦСТВ ТвГУ

Исследование базовой подготовленности выпускников ТвГУ 2017
(опрос работодателей)

Традиционная весенняя ярмарка вакансий, которую организует Региональный центр содействия трудоустройству выпускников ТвГУ, дает множество возможностей для изучения рынка труда нашего региона. В этом году мы перевернули привычный формат проведения подобного рода мероприятий и решили рискнуть: на этот раз для студентов и выпускников открылась «Ночь карьеры-2017», вызвав неподдельный интерес среди двух наших основных аудиторий – соискателей и работодателей! Воспользовавшись отличным откликом компаний, желающих принять участие, сотрудники РЦСТВ провели опрос среди представителей работодателей, главной целью которого, как и в прошлом году, было выявить уровень подготовленности выпускников Тверского государственного университета к работе по выбранной специальности. Итак, полученные результаты радуют, так как оценки довольно высоки.

В первую очередь, интересно отследить, как быстро выпускники ТвГУ обычно осваивают азы профессии уже будучи сотрудниками в той или иной компании, то есть, каким по времени должен быть испытательный срок? Анализ анкет показал, что 42% опрошенных менеджеров считают, что этот период для молодых специалистов длится от 1 до 3 месяцев, в последствии новоиспеченный коллега вполне может самостоятельно решать задачи профессии. Чуть больше период указали 28% работодателей – от 3 до 6 месяцев в силу специфики деятельности. В большинстве, это компании из сферы IT и банки. По 3% выборов приходится на более длительный испытательный срок: от 6 до 9 месяцев и до 1 года, а также более 1 года в производственной сфере.

Перейдем непосредственно к анализу факторов, которые, по мнению, работодателей, оказывают наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста. Здесь оценка дается без привязки к конкретному сотруднику: менеджеры формировали обобщенный портрет успешного сотрудника, выделяя ведущие компоненты результативности. Очень показательно, что, как и в исследовании 2016 года, работодатели отдают предпочтение таким навыкам, как (!учитывается общее количество выборов):

  • Уровень базовых знаний, практических умений и навыков (92%)
  • Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи (86%)
  • Способность работать в коллективе, навыки командной работы (78%)
  • Готовность и способность к дальнейшему обучению (72%)

Изменилось лишь процентное соотношение данных факторов. Сотрудники РЦСТВ ТвГУ проводят немалое количество мероприятий с участием представителей компаний Тверской области из разных сфер деятельности. Примечательно, что все они сходятся во мнении, что те выпускники и студенты, которые заинтересованно относятся к самой компании и работе в ней, которые настроены на поглощение знаний, умений, открыты к взаимодействию и готовы обучаться, в большинстве случаев получают желанную работу и возможность расти, развиваться, реализовывать свой потенциал. Безусловно, стартовая подготовленность, платформа знаний и навыков играет ключевую роль в трудоустройстве. Ведь проще «доучить» под специфику организации, чем закладывать базовый пласт знаний, которые, по сути, студенты должны уже знать, обучаясь в вузе.

Мы – часть общества. Коллектив – малая часть общества, в котором складываются свои корпоративные правила, миссия. Не зря 78% опрошенных работодателей столь большое значение придают такому навыку, как способность работать в команде, ведь успешность любой компании зависит от слаженности деятельности и сплоченности ее сотрудников, которые знают и понимают ключевые задачи, цели и перспективы развития. Пусть даже сотрудник работает на индивидуальной зоне, но его деятельность не идет параллельно с функционированием той организации, частью которой он является.

Далее. Половина опрошенных хотят видеть в своих рядах эрудированных, образованных специалистов, интересующихся, помимо работы, другими сферами общественной жизни. Это совсем не удивительно, так как, из нашего опыта, все больше компаний, как международных, так и российских, активно поддерживают и развивают корпоративную культуру, участвуя в разного рода проектах и занимая призовые места. Несомненно, всесторонне развитые сотрудники всегда в цене!

Работодатели все чаще отмечают готовность к обучению и развитию как одни из ведущих навыков, которыми должен обладать выпускник

Развитие IT-технологий, автоматизированность всех рабочих процессов, безусловно, требует освоения все новых и новых программ. Поэтому «Навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ» почти половиной hr-менеджеров (47%) указываются в ведущих. Об уровне подготовки выпускников говорилось выше. Однако, именно всестороннее знание профессии и умение ориентироваться в основных понятиях (указали 42% работодателей), теоретическая подкованность прибавит будущим молодым специалистам шансов на успешное трудоустройство (42%).

Обратимся к факторам, которые реже выбирались представителями работодателей: «Навыки управления персоналом» (14%) и «Осведомленность в смежных областях полученной специальности» (17%). Учитывая особенность кандидатов (студенты и молодые специалисты) это вполне объяснимо. Из практики, работодатели не набирают на управляющие позиции выпускников, а деятельность в смежных областях реализуется уже с приобретением опыта, когда сотрудник не находится в статусе «молодого специалиста».

Мы выделили основные навыки, которые позволят выпускнику произвести положительное впечатление на работодателя и получить желанную работу. Именно такие сотрудники чаще получают предложение о работе и возможность карьерного развития.

А сейчас посмотрим, как же на деле выглядит портрет молодого специалиста, закончившего Тверской государственный университет. Опрошенные hr-менеджеры оценивали уже работающих в компании сотрудников по десяти параметрам, составляющим профиль soft-skills. И вот какие результаты были получены.

Для начала посмотрим, как характеризуют работодатели уровень подготовки выпускников ТвГУ в целом. По сравнению с прошлым годом, уровень профессиональной общетеоретической подготовки больше половины опрошенных оценили высоко (56%), что вызывает гордость за наших студентов, которые проявляют себя с лучшей стороны. Второй параметр – уровень подготовки в смежных полученной специальности областях, как мы уже отмечали, не является столь значимым для успешности выпускника, по мнению работодателей. Но примечательно, что 58% опрошенных приписывают ему средние показатели, а 28% – высокие.

Ниже на диаграмме представлены soft-skills, гибкие навыки, которые не зависят от специфики конкретной работы и способствуют эффективной деятельности вне зависимости от ее специфики.

Как видно, все участники опроса оценили хорошее развитие представленных компетенций у выпускников Тверского государственного университета. Опять же, в сравнении с 2016 годом, молодые специалисты чаще начинают трудовую деятельность с уже сформированной потребностью к карьерному росту и профессиональному развитию, что с одной стороны раскрывает для них перспективы, а с другой – может не оправдать их ожиданий, так как стремительное карьерное развитие происходит не так часто и, в основном, в крупных коммерческих компаниях (как зарубежных, так и российских). Готовность к дальнейшему обучению также развита на высоком и среднем уровне, что дает толчок молодежи к более быстрому освоению профессии. Однако настораживает, что 25% респондентов отметили низкую базовую подготовленность выпускников к самостоятельной работе по специальности, которая изначально ставилась работодателями на первые позиции по значимости для успешности деятельности молодежи. Но, в целом, большинство оценивают этот параметр, как хорошо сформированный (72%). Также довольно высоки показатели по таким компетенциям, как «Готовность и способность к дальнейшему обучению» и «Эрудированность, общая культура».

Итак, приведенные выше данные позволяют сформировать образ того специалиста, которого сейчас ждут на рынке труда Тверского региона, который достигнет высот в освоении своей профессии и карьерном росте. В целом, уровень подготовленности выпускников Тверского государственного университета оценивается работодателями Твери достаточно высоко и не снизился, учитывая данные предыдущего исследования. Формируя и развивая указанные soft-skills и имея хороший фундамент теоретической подготовки по своей профессии, выпускнику можно претендовать на перспективную должность и расти как профессионал.