Логотип РЦСТВ ТвГУ

Молодежная
биржа труда

Региональный центр содействия
трудоустройству выпускников

Тверской
государственный
университет

Логотип ТвГУ
Горячие вакансии Горячие вакансии Резюме Резюме Пройти тренинги Пройти тренинги О нас О нас

Ситуация на молодежном рынке труда г. Твери в 2016 г. в сравнении с периодом 2012-2016 гг. по данным РЦСТВ ТвГУ

Мир ежедневно меняется, и вместе с ним меняется рынок труда. Знание этих изменений поможет лучше сориентироваться в выборе будущего направления деятельности. Для того, чтобы рассмотреть тенденции последних лет, Региональный центр содействия трудоустройству выпускников провел анализ ситуации на молодежном рынке труда Тверской области.

Для удобства анализа мы выделяем несколько групп вакансий:

  1. вакансии на полный рабочий день: это вакансии, предполагающие полную занятость для специалистов с законченным высшим/средним специальным образованием, с минимальным опытом работы, а иногда и без него;
  2. вакансии для студентов: это вакансии, позволяющие сочетать работу и учебу, т.е. предполагающие разовую, сезонную или неполную занятость, преимущественно с гибким графиком работы, не требующие специальной квалификации и знаний;
  3. вакансии учителей: это вакансии, предоставляемые учреждениями образования для пополнения кадрового состава; в эту группу входят вакансии учителей в Твери и Тверской области (выделяются в отдельную группу, т.к. Тверской государственный университет – единственный ВУЗ в регионе, выпускающий педагогов).

Ситуация на молодежном рынке труда за 2016 год схожа с 2015г. Прежней остается тенденция, которую мы наблюдаем последние пять лет – сокращение количества вакансий на полный рабочий день. Общее количество вакантных мест осталось примерно на том же уровне и даже немного увеличилось. Это свидетельствует о том, что острая фаза кризиса успешно преодолена - ситуация выровнялась.

Группы 1: вакансии на полный рабочий день

На протяжении всего периода исследования количество вакансий на полный рабочий день уменьшается (4253 → 4113 → 3648 → 2421 → 2275). Хоть этот год и не стал исключением, но сокращение произошло незначительное, всего на 6%, тогда как в предыдущем году этот показатель составил 34%. Здесь мы можем говорить, что в 2016г. потребность в молодых специалистах осталась на уровне предыдущего года, и большинство работодателей не стремятся к открытию новых рабочих мест. Такой ситуация сохранится и на следующий период. Об этом мы можем судить, посмотрев распределение вакансий по месяцам, и отметив сокращение их количества к концу года.

Максимальный объем вакансий пришелся на летние месяцы – июль/август (265/265 вакансий), минимальное, как отмечалось ранее, - на конец календарного года: октябрь (91 вакансия), ноябрь (126 вакансий), декабрь (78 вакансий). Исходя из этого, явно наблюдается тенденция увеличения количества вакансий для молодых специалистов в летний период. Именно в это время они получают диплом и выходят на рынок труда, тогда как к концу года большинство рабочих мест уже занято вчерашними выпускниками, и потребность в персонале закономерно сокращается.

Более подробное распределение вакансий в период с 2012 года по 2016 год представлено на рисунке №1.

Рисунок №1. Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день 2012-2016гг.

Динамика формирования банка вакансий РЦСТВ ТвГУ, 2012-2016 гг.

Самой наглядной характеристикой изменения рынка труда является распределение вакансий по сферам за пять лет (см. таблицу №1).

Также как и в 2015г., в 2016 безусловным лидером по числу вакансий стала сфера «Государственная служба». При сравнении с прошлым годом видно, что показатель немного уменьшился (на 9%). Причем стоит отметить, что на протяжении пяти лет эта сфера является одним из лидеров мониторинга и ни разу не занимала места ниже, чем 2. Это объясняется тем, что РЦСТВ является структурным подразделением государственного ВУЗа, который готовит молодых специалистов в различных областях. Работодатели из данной сферы заинтересованы в таких специалистах и поэтому для их поиска сотрудничают с нашим подразделением.

Следующей в нашем рейтинге идет сфера «Продажи», которая годом ранее также занимала 2 место. Долевое участие этой сферы продолжило хоть и незначительно, но расти. Уже более пяти лет мы наблюдаем стабильный спрос на специалистов, желающих строить свою карьеру в продажах. Это обусловлено большим присутствием на рынке Тверской области вакансий данной сферы и ее постоянным расширением.

Впервые за 5 лет в тройку лидеров рейтинга вошла сфера «Туризм/Сфера услуг» благодаря увеличению количества вакансий в ней на 6%. К этой сфере относятся вакансии различных профессиональных направленностей (от рабочих и официантов до инструкторов тренажерного зала и менеджеров). В нашей практике, как правило, такие варианты занятости ориентированы на гибкий график работы, однако в 2016г. произошла переориентация, и работодатели предпочитают видеть на этих должностях специалистов с законченным образованием, готовых работать полный день, так как в данном случае не нужно будет подстраивать график под расписание студентов. Еще в двух сферах «Финансы/Бухгалтерия» и «Логистика» произошло увеличение около 3%.

Уверенно держат свои позиции в нашем рейтинге сферы «Административный персонал» и «Юридические услуги», которые расположились на четвертом месте. Количество их присутствия осталось на прежнем уровне, спрос остается стабильным.

Снизив свои позиции, на пятое место опускается сфера «Сall-центры» (6%). Такой спад объясним, ведь в 2015г. один из тверских call-центров открывал новый проект и производил большой набор молодых специалистов. В 2016г. такой потребности уже не было, отчего и произошел логичный спад количества вакансий в данной сфере.

«Образование и культура» сохранила свое долевое участие в отраслевом рейтинге 2016г. практически полностью (спад 1%). На «Дне карьеры» 2016г. данная сфера была представлена большим количеством предложений о работе. Возможно, на ярмарке вакансий образовательные учреждения нашли себе подходящих молодых специалистов, которые и были приглашены на вакантные места в школах с начала учебного года. Отсюда сокращение спроса на сотрудников в течение оставшихся месяцев.

Участие сфер «IT» и «Производство» на молодежном рынке труда составило по 4%. Причем первая увеличила свое присутствие на 2%, но пока рано говорить о какой-то стабильной тенденции к увеличению вакансий в этой области. А вот «Производство» укрепила свои позиции, так как спрос на данных специалистов в 2016г. соответствует 2015г.

На 2% по сравнению с 2015г. опустилась доля вакансий сферы «Банки». Причем спад начался еще в 2012г. Данная отрасль в 2016 г. была представлена минимальным количеством вакансий (3%) за весь период проведения мониторинга вакансий.

Пять сфер из общего списка представляют вакансии закрытого рынка либо являются непрофильными для университета, потому встречаются редко: «Здравоохранение», «СМИ и издательская деятельность», «Экология и землеустроительство», «Рекрутинг», «Недвижимость и строительство». Данная группа по составу почти не меняется в течение всего периода анализа. Вакансии, представляющие направления «Страхование», «Правоохранительные органы» и «Социально-политическая деятельность» не присутствовали в 2016г. Сфера «Реклама/Маркетинг/PR» вернулась на позиции 2012-2014гг. (1% от общего количества вакансий).

Таблица №1. Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе.

Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе

Далее рассмотрим уровень заработной платы относительно каждой конкретной сферы для вакансий на полный рабочий день в сравнении с 2015г. (см. рисунок №2). Средняя заработная плата, представленная в рейтинге, включает минимум, который работодатели предлагают молодым специалистам на начальном этапе карьеры. В анализе дохода по каждой сфере мы учитывали только оклады без бонусов и премий. Исходя из этого, средняя зарплата молодого специалиста для каждого направления находится в диапазоне от 13 200 рублей до 40 000 рублей.

Как и в предыдущий год и годом ранее, минимальная заработная плата в 2016г. представлена в сфере «Образование/культура». Причем, стоит отметить, ее размер увеличился и составил 13 200 рублей. Не забывайте, что, учитывая средний доход в данной отрасли, мы не берем во внимание систему надбавок и стимулирующих выплат, предусмотренных для молодых специалистов, ведь благодаря им реальный доход может быть выше.

Самой высокооплачиваемой сферой 2016г. стала сфера «Здравоохранение» (40 000 рублей), которая годом ранее не была представлена в нашем рейтинге.

В конце отметим незначительный рост средней заработной платы в 2016г. по сравнению с 2015г. Так, в этом году она составила 21 600 рублей, тогда как в предыдущем – 21 000 рублей.

Рисунок №2. Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2015-2016гг.

Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2015-2016гг.

Группы 2: вакансии для студентов

В 2016 г. мы наблюдаем увеличение количества вакансий для студентов на 2%, в то время как в прошлом году произошло значительное уменьшение этого показателя на 28%. Можно говорить о том, что динамика выровнялась, так же, как и по количеству вакансий на полный рабочий день. В предыдущие годы исследования (за 2013 г. и 2014 г.) максимальное число вакантных мест было в июне. В 2016 году же сохранилась тенденция 2015 - увеличение числа вакансий в осенне-зимний период. Максимум пришелся на январь (476). Полная картина отражена на рисунке №3.

Рисунок №3. Динамика формирования банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2013-2016гг.

Динамика формирования банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2013-2016гг.

Вакансии на лето представлены отдельным блоком. Как правило, это должности вожатых в детские оздоровительные лагеря, либо администраторы/гиды на туристические теплоходы. В 2016г. произошло значительное увеличение количества вакансий именно с такой занятостью на 81% (2015 г. – 528, 2016г. - 956). Стоит отметить, что в текущем периоде многие работодатели стали заблаговременно искать сотрудников для работы на лето, начиная с мая.

Теперь давайте рассмотрим распределение количества вакансий по конкретным наименованиям. В 2016г. прошли всероссийские выборы представителей государственной власти, для помощи в организации которых требовалось большое количество сотрудников. Поэтому первое место в нашем рейтинге занимают вакансии наблюдатель на выборы/агитатор (21% от общего количества), которые в предыдущие года не были представлены вовсе. Далее с небольшим отрывом идут вакансии менеджеров по продажам, по-прежнему, являющиеся самыми популярными для студентов (18% от общего числа). Работа предполагает и гибкий график, преимущественно в вечерние время, и высокий доход, при выполнении плана продаж.

На третьем и четвертом месте с разницей в 1% расположились вакансии интервьюер и промоутер (доля 12% и 11% соответственно). Причем количество рабочих мест для желающих работать интервьюером резко возросло, по сравнению со всем периодом исследования. Такие вакансии пользуются популярностью среди молодежи, так как предполагают временную занятость, удобный график и почасовую оплату труда.

В 2016г. значительно уменьшилось количество вакансий в пункте «Другое», который был лидером в 2015г. Сюда входят единичные уникальные предложения о работе. Также сократилась доля вакансий рабочий/оператор и оператор-консультант.

В исследуемом году вырос спрос на администраторов/консультантов, актеров/аниматоров (которые ранее не были представлены в рейтинге) и водителей/курьеров. Четвертый год подряд неизменна доля вакансий операторов ПК (1%). Пять групп вакансий незначительно увеличили количество предложений или остались на прежнем уровне (рисунок №4).

Рисунок №4. Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2013-2016гг.

Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2013-2016гг.

Группы 3: вакансии учителей

Спад количества вакансий для учителей в Тверской области, который продолжался с 2013г., завершился, и в 2016 году произошел резкий скачек их количества (на 26%). Однако, произошло небольшое сокращение числа вакантных мест (13) для педагогов непосредственно в Твери, но за весь период мы всё равно наблюдаем стабильный спрос, без резкого увеличения или уменьшения.

Рисунок №5. Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2012-2016гг.

Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2012-2016гг.

Количество дисциплин в школе фиксировано Министерством образования и науки РФ, и поэтому существенных изменений из года в год в количестве предметных областей не происходит. В Тверской области число учебных предметов находится в диапазоне 21-24 дисциплины. В 2016г. мы наблюдаем возвращение на уровень 2014г. (21→21→22→24→22). В городе Твери ситуация осталась прежней, но все равно можно говорить о тенденции к сокращению числа дисциплин (22→20→19→18→18).

Рисунок №6. Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2012-2016гг.

Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2012-2016гг.

Обратимся к таблице №2: в целом, структура спроса на педагогические кадры в Твери, среди лидеров, меняется мало, причем, по сравнению с предыдущем годом, тройка лидеров осталась практически неизменной. Спрос на учителей математики продолжил расти, достиг в 2016г. максимального уровня за пять лет (20%) и сохранил за собой первенство.

На втором месте (16%) в рейтинге 2016г. вакантные должности для учителей начальных классов. В сравнении с 2015г. доля вакансий по этой дисциплине выросла на 3% (таблица №2). Примечательно, что значительно сократилось количество вакансий для учителей русского языка и литературы, которые в прошлом году занимали второе место, и данная дисциплина даже не вошла в данный рейтинг. Третье место, как и в предыдущем году, принадлежит вакансии учитель английского языка, спрос в данной категории вырос на 1%. Увеличив долевое участие на 2%, четвертое место занимает категория учитель физической культуры. Стоит отметить, что данная дисциплина присутствует в мониторинге на протяжении всех 5 лет исследования и держится на уровне 9-12% от общего количества вакансий. Это говорит о стабильной потребности на учителей данной специализации. Последняя позиция рейтинга спроса на педагогические кадры в городе Твери 2016г. принадлежит вакансиям для учителей технологии (8%), которые ранее присутствовали только в 2012г.

Таблица №2. Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет.

Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет.

Рейтинг спроса на педагогические кадры в Тверской области представляет собой, в основном, распределение тех же учебных предметов, которые представлены в рейтинге вакансий по городу Твери, согласно таблице №3. В 2016г. нарушилась тенденция последних пяти лет, когда лидирующую позицию занимали вакансии учителей английского языка, которые в этом году сместились на вторую строчку, снизив свое долевое участие на 3%. Первое место в мониторинге заняли вакантные должности учителей математики, которые ранее на протяжении 5 лет занимали второе место. Как мы видим, учителя этих двух специализаций продолжают пользоваться спросом в Тверской области. Можно предположить, что такая ситуация объясняется разнообразием вариантов трудоустройства для них не только в сфере образования, но и в других направлениях, где специфика и оплата труда значительно отличаются от работы в школах.

Также ощущается хоть и меньшая, но стабильная потребность в учителях начальных классов и учителях русского языка и литературы (11% и 7% соответственно). Данные специализации присутствуют на протяжении всего периода исследования примерно в одинаковой долевой составляющей.

Минимальная потребность в кадрах, как и в 2015г., по результатам нашего исследования, приходится на учителей физической культуры. Причем стоит отметить, что их востребованность возросла на 1%.

Таблица №3. Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет.

Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет.

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Кабинет соискателя



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика