Логотип РЦСТВ ТвГУ

Молодежная
биржа труда

Региональный центр содействия
трудоустройству выпускников

Тверской
государственный
университет

Логотип ТвГУ
Горячие вакансии Резюме Пройти тренинг О нас

Ситуация на молодежном рынке труда г. Твери в 2015 г. в сравнении с периодом 2011-2015 гг. по данным РЦСТВ ТвГУ

Если ты собираешься в скором будущем найти работу, но еще не определился с работодателем, тогда ты на верном пути. Перед тобой мониторинг вакансий Регионального центра содействия трудоустройству выпускников. Он поможет тебе ответить на такие важные вопросы, как: где можно найти работу с гибким графиком, какая сфера является самой высокооплачиваемой и т.п., а также узнать о состоянии молодежного рынка труда в период с 2011 г. по 2015 г.

Для удобства анализа мы, как и раньше, выделяем несколько групп вакансий:

  • вакансии на полный рабочий день: это вакансии, предполагающие полную занятость для специалистов с законченным высшим/средним специальным образованием, с минимальным опытом работы, а иногда и без него;
  • вакансии для студентов: это вакансии, позволяющие сочетать работу и учебу, т.е. предполагающие разовую или неполную занятость, преимущественно с гибким графиком работы, не требующие специальной квалификации и знаний;
  • вакансии учителей: это вакансии, предоставляемые учреждениями образования для пополнения кадрового состава; в эту группу входят вакансии учителей в Твери и Тверской области (выделяются в отдельную группу, т.к. Тверской государственный университет – единственный ВУЗ в регионе, выпускающий педагогов).

Отметим, что также ежегодно проходит анализ вакансий «Дня карьеры». С ним можно познакомиться, пройдя по ссылке.

Вначале нашего исследования обратим внимание на уменьшение количества вакансий, как на полный рабочий день, так и с гибким графиком. Прежде всего, это связано с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране и, соответственно, в нашем регионе на сегодняшний момент. В связи с этим, во многих организациях происходит сокращение штата сотрудников, либо компании просто реже открывают новые вакансии. Также Центр взаимодействует только с «проверенными» работодателями, а их число увеличивается из года в год незначительно.

Вакансии на полный рабочий день:

На протяжении всего периода исследования количество вакансий на полный рабочий день уменьшается (4871 → 4253 → 4113 → 3648 → 2421). Экономическая и политическая ситуация в стране отразилась, естественно, и на рынке труда. В 2015 г. произошел резкий спад количества вакансий (34%, тогда как в 2014 г. сокращение составило 11,3%).

Если посмотреть распределение количества вакансий по месяцам, то наблюдается следующая тенденция: в 2015 г. максимальное количество вакансий пришлось на начало учебного года (288 вакансий), минимальное – на начало календарного года (97 вакансий). Более подробное распределение вакансий в период с 2011 года по 2015 год представлено на рисунке №1.

Динамика формирования банка вакансий РЦСТВ ТвГУ, 2011-2015 гг.

Рис.1 Динамика формирования банка вакансий РЦСТВ ТвГУ, 2011-2015 гг.

Самой наглядной характеристикой изменения рынка труда является распределение вакансий по сферам за пять лет (см. таблицу №1). На протяжении 2013 г. и 2014 г. количество отраслей оставалось почти неизменным (2013 г. - 20 отраслей, 2014 г. – 19 отраслей). В 2015 г. в рейтинг вошло 17 сфер, что, практически, равно значению 2011 г., где присутствовало 16 отраслей.

В 2015 г. безусловным лидером по числу вакансий стала сфера «Государственная служба». При сравнении с прошлым годом видно, что показатель увеличился на 26%. Двумя годами ранее эта сфера занимала вторые места. Такой резкий рост можно объяснить тем, что в этом году РЦСТВ провел целенаправленную работу по налаживанию взаимодействия с государственными учреждениями: мы разослали официальные письма с предложением о сотрудничестве. Благодаря этому в 2015 г. сфера «Государственная служба» была представлена большим разнообразием учреждений. Обычно же эта отрасль представлена только силовыми структурами РФ.

«Продажи», которые в 2014 г. занимали третье место, в 2015 г. увеличили свое долевое участие в отраслевом рейтинге на 1% и расположились на втором месте. Такой небольшой рост говорит о незначительном спросе на молодых специалистов в этой сфере. Возможно, это связано с тем, что данная отрасль предполагает работу с графиком на полный рабочий день, а наши соискатели – это студенты, как правило, очной формы обучения, которым такой график не подходит.

Снизив свои позиции на 14%, с первого на третье место опускается сфера «Сall-центры» (9%). Такой спад можно объяснить тем, что с учетом своей специфики работа в call-центрах не очень популярна среди молодых специалистов. В основном, такие компании рассматриваются ими только в качестве подработки, а после окончания учебного заведения выпускники меняют место работы. В связи с этим, call-центры стали более ориентированы на студентов, предлагая все чаще работу с гибким графиком работы.

«Образование и культура» сократила свое долевое участие в отраслевом рейтинге 2015 г. на 13%. Интересно, что на «Дне карьеры» 2015 г. сфера «Образование» была представлена большим количеством представителей, чем в предыдущем году. Возможно, на ярмарке вакансий образовательные учреждения нашли себе подходящих молодых специалистов, которые и были приглашены на вакантные места в школах с начала учебного года. Отсюда сокращение спроса на сотрудников в течение оставшихся месяцев.

На 4% по сравнению с 2014 г. опустилась доля вакансий сферы «Банки». Данная отрасль в 2015 г. была представлена минимальным количеством вакансий (5%) за весь период проведения мониторинга вакансий. Оставшиеся сферы уменьшили долевое участие на 2% и менее (см. таблицу №1).

Сфера «Юридические услуги» предложила на 4% больше вакансий (7%), чем в предыдущем году. Заметим, что это максимальный процент в общем распределении вакантных должностей за последние пять лет. Тенденция роста вариантов трудоустройства наблюдалась и в таких сферах, как «Производство» – на 3%, «Административный персонал» – на 1%.

Вакансии, представляющие направления «Медицина» и «Логистика» не присутствовали в 2015 г., «Туризм/Сфера услуг» осталась на прежней позиции.

Четыре сферы из общего списка представляют вакансии закрытого рынка либо являются непрофильными для университета, потому встречаются редко: «СМИ и издательская деятельность», «Экология и землеустроительство», «Рекрутинг», «Недвижимость и строительство». Данная группа по составу почти не меняется в течение всего периода анализа.

Таблица №1. Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе

Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе

Какие же основные требования работодатели предъявляют к молодым специалистам? Это нам поможет выяснить следующий пункт нашего мониторинга вакансий.

Чаще всего в требованиях к вакансии указывается определенный набор личных качеств молодого специалиста, которым он должен обладать, чтобы претендовать на данную должность. В период с 2011 г. по 2014 г. доля данного параметра относительно общего количества вакансий находится в диапазоне 69-88%. В 2015 г. произошел резкий спад (↓33%) количества вакансий, в которых доминирующее требование относится к личным качествам кандидата.

«Уверенный пользователь ПК» – требование, которое можно увидеть практически в каждой вакансии. Начиная с 2011 г. спрос на специалистов, обладающих данными навыками, равномерно уменьшается. Сейчас сложно представить студента или молодого специалиста, не умеющего набирать текст в Microsoft Word или работать с таблицами в Microsoft Excel, а ведь именно эти простые (стандартные) умения включают в себя понятие «Уверенный пользователь ПК». Поэтому работодатели не видят смысла указывать данное требование в вакансии, так как подавляющее большинство студентов и выпускников свободно работают с указанными программами, а обучить специализированным программам работодателю проще самому.

Для узкопрофильных вакансий одним из условий для работы в данной должности является «Наличие специальных знаний». Опираясь на это, мы можем смело заявлять, что свыше 1/4 вакансий, начиная с 2011 г., – это должности для профильных специалистов. На рисунке 2 проиллюстрирована прямая закономерность: чем выше спрос на специалистов со специальными знаниями, тем выше спрос на специалистов с опытом работы. Наша целевая аудитория – это молодежь, в большинстве случаев не имеющая опыта работы. Именно этим можно объяснить такой небольшой процент вакансий (12%), представленных в нашем Центре в 2015 г., требованием которых является «Наличие опыта работы по специальности».

Рейтинг требований работодателей к молодым специалистам 2011-2015 гг.

Рис.2 Рейтинг требований работодателей к молодым специалистам 2011-2015 гг.

Требование «Свободное владение иностранным языком» традиционно занимает последнее место в рейтинге. Незначительное увеличение доли данного параметра, в сравнении с 2014 г., относительно общего количества вакансий (↑1%) можно объяснить тем, что наш Центр стал более активно взаимодействовать с международными компаниями, в которых данное требование является необходимым условием для работы.

Рассмотрим далее уровень заработной платы относительно каждой конкретной сферы. Средняя заработная плата, представленная в рейтинге, включает минимум, который работодатели предлагают молодым специалистам на начальном этапе карьеры. В анализе дохода по каждой сфере мы учитывали только оклады без бонусов и премий. Исходя из этого, средняя зарплата молодого специалиста находится в диапазоне от 9 000 рублей до 35 000 рублей.

Как и в прошлом году, минимальная заработная плата в 2015 г. представлена в сфере «Образование/культура» (9 600 рублей). Не забывайте, что учитывая средний доход в данной отрасли, мы не берем во внимание систему надбавок, предусмотренных для молодых специалистов, ведь благодаря им реальный доход может быть выше.

Самой высокооплачиваемой сферой 2015 г. стала сфера «IT», которая увеличила средний доход своего сотрудника на 11 000 рублей. Отметим, что и в 2014 г. это направление занимало первое место в рейтинге. Неудивительно, ведь специалисты, обладающие необходимыми навыками для работы в данной отрасли, всегда были востребованы на рынке труда и высоко ценились работодателями. Уточним, что первое место сфера «IT» поделила с «Экологией», где средняя заработная плата находится на уровне 35 000 рублей.

Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2014-2015 гг.

Рис.3 Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2014-2015 гг.

В конце отметим рост средней заработной платы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Так, в 2015 г. она составила 21 000 рублей, тогда как в 2014 г. – 18 200 рублей.

Вакансии для студентов:

В 2015 г. количество вакансий для студентов сократилось на 28%. В предыдущие годы исследования (за 2013 г. и 2014 г.) максимальное число вакантных мест было в июне. В 2015 г. тенденция увеличения числа вакансий в летний период была нарушена: максимум вакансий пришелся на декабрь (рис. 4).

Динамика пополнения банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2012-2015 гг.

Рис.4 Динамика пополнения банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2012-2015 гг.

Вакансии на лето представлены отдельным блоком. Как правило, это должности вожатых в детские оздоровительные лагеря. В 2014 г. таких вакансий было – 366, а в 2015 г. – 528. Преимущественно, работодатели начинают заранее искать работников на эти позиции, поэтому с некоторыми организациями необходимо связываться еще весной.

Вакансии менеджеров по продажам, по-прежнему, являются самыми распространенными для студентов (25% от общего числа). Работа предполагает и гибкий график, и высокий доход, при выполнении плана продаж.

В 2015 г. впервые за весь рассматриваемый период исследования лидерами по количеству вакантных мест для студентов стали вакансии, относящиеся к пункту «Другое», который собрал единичные уникальные предложения о работе. Всего было представлено 977 вакансий указанной категории: от должностей, требующих специальные знания (юрист, преподаватель иностранного языка, бухгалтер), до должностей, чаще требующих самообразования (к примеру, мастер по плетению кос, мастер по маникюру и педикюру). Такое разнообразие предложений о работе объясняется увеличением количества организаций, занимающихся дополнительным образованием и развитием сферы услуг, которая представлена большим количеством экспресс-студий (например, в открывшихся торговых центрах).

В 2015 г. вырос спрос на рабочих (на 3%) и операторов-консультантов (на 6%). Третий год подряд неизменна доля вакансий операторов ПК (1%). Семь групп вакансий сократили количество предложений, а четыре не представлены вовсе в 2015 г. (рис. 5). Такое уменьшение числа вакантных мест, опять же, связано с нестабильностью в обществе, о чем уже излагалось выше.

Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2012-2015 гг.

Рис.5 Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2012-2015 гг.

Вакансии для учителей:

Начиная с 2013 г., происходит уменьшение количества вакансий для учителей. В 2015 г. мы видим, что количество вакантных мест в городе Твери осталось неизменным, в сравнении с 2014 г. Спрос же на педагогические кадры в Тверской области упал (↓87 позиций).

Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2011-2015 гг.

Рис.6 Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2011-2015 гг.

Количество дисциплин в школе фиксировано Министерством образования и науки РФ и поэтому существенных изменений из года в год в количестве предметных областей не происходит. В Тверской области число учебных предметов находится в диапазоне 21-24 дисциплины, причем, начиная с 2012 г. наблюдается их увеличение (21→21→22→24). В городе Твери противоположная ситуация: начиная с 2012 г. число дисциплин сокращается (22→20→19→18).

Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2011-2015 гг.

Рис.7 Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2011-2015 гг.

Обратимся к таблице №2: в целом, структура спроса на педагогические кадры в Твери, среди лидеров, меняется мало. Вновь вернулся спрос на учителей математики, достигнув максимального уровня за пять лет, – 17%. Именно эта дисциплина и заняла в 2015 г. лидирующую позицию. Ранее, на первом месте, она была представлена в 2012 г. (11%).

На втором месте (13%) в рейтинге 2015 г. – вакантные должности для учителей русского языка и литературы, а также учителей начальных классов. В сравнении с 2014 г. доля вакансий по этим дисциплинам осталась почти неизменной (таблица №2). С первого места на третье опускается спрос на учителей английского языка (↓8%): число вакантных мест равно значению 2013 г. В 2015 г. на четвертой строке – учителя истории и обществознания (9%). Ранее они были представлены лишь в 2012 г. минимальным спросом (7%).

Последняя позиция рейтинга спроса на педагогические кадры в 2015 г. принадлежит вакансиям для учителей физической культуры (8%). В этом году востребованность в молодых специалистах для проведения уроков по данной дисциплине снизилась на 7 наименований, по сравнению с предыдущим годом.

Таблица №2. Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет

Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет

Рейтинг cпроса на педагогические кадры в Тверской области представляет собой, в основном, распределение тех же учебных предметов, которые представлены в рейтинге вакансий по городу Твери, согласно таблице №3. В течение последних пяти лет лидирующую позицию занимают учителя английского языка. Это же можно отметить в отношении второго места в рейтинге: здесь мы видим вакантные должности учителей математики. Можно предположить, что такой высокий спрос на молодых специалистов данных областей объясняется разнообразием вариантов трудоустройства для них не только в сфере образования, но и в других, более предпочтительных направлениях, где специфика и оплата труда значительно отличаются от работы в школах.

Учителя русского языка и литературы менее востребованы в школах Тверской области (10%), о чем говорит третье место в представленном рейтинге, начиная с 2013 г. Заметим, что на этой же строке находится количество вакансий для учителей начальных классов, которые в 2011 г. и 2012 г. располагались также на третьем месте.

Четвертую позицию между собой поделили вакансии для учителей физики и музыки (5%), ранее представленные в 2012 г. и 2013 г.

Минимальная потребность в кадрах, по результатам нашего исследования, приходится на учителей физической культуры. Ранее они были востребованы лишь в 2011 г. Отметим, что в 2015 г. их долевое участие уменьшилось в два раза (2015 г. – 5%, 2011 г. – 10%).

Таблица №3. Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет

Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет

Поиск по сайту

Кабинет соискателя



Рейтинг@Mail.ru