14 февраля 2018
Автор и статистика: Николаева Валентина Викторовна, ведущий
психолог студенческой биржи труда ТвГУ

Ситуация на молодежном рынке труда г. Твери в 2017 г. в сравнении с периодом 2013-2017 гг. по данным РЦСТВ ТвГУ

Мир ежедневно меняется, и вместе с ним меняется рынок труда. Знание этих изменений поможет лучше сориентироваться в выборе будущего направления деятельности. Для того, чтобы рассмотреть тенденции последних лет, Региональный центр содействия трудоустройству выпускников провел анализ ситуации на молодежном рынке труда Тверской области за период с 2013 по 2017 гг.

Для удобства анализа мы выделяем несколько групп вакансий:

  1. вакансии на полный рабочий день: это вакансии, предполагающие полную занятость для специалистов с законченным высшим/средним специальным образованием, с минимальным опытом работы, либо не требующие наличия опыта работы;
  2. вакансии для студентов: это вакансии, позволяющие совмещать работу и учебу, т.е. предполагающие разовую, сезонную или неполную занятость, преимущественно с гибким графиком работы, не требующие специальной квалификации и знаний;
  3. вакансии учителей: это вакансии, предоставляемые учреждениями образования для пополнения кадрового состава; в эту группу входят вакансии учителей в Твери, Калининском районе и Тверской области (выделяются в отдельную группу, т.к. Тверской государственный университет – единственный ВУЗ в регионе, выпускающий педагогов).

Ситуация на молодежном рынке труда за 2017 год изменилась по сравнению с 2015-2016гг. Наблюдается тенденция к росту количества вакансий на полный рабочий день, что свидетельствует о позитивных сдвигах на рынке труда. Общее количество вакантных мест осталось примерно на том же уровне. Это говорит о том, что острая фаза кризиса успешно преодолена — ситуация выровнялась.

Группа 1: вакансии на полный рабочий день

Предыдущие года исследования количество вакансий на полный рабочий день уменьшалось, но в 2017г. произошел скачок в сторону увеличения (4113 → 3648 → 2421 → 2275 → 2717). Здесь мы можем говорить, что в 2017г. потребность в молодых специалистах выросла, и работодатели открывают новые рабочие места. Обратим внимание на распределение вакансий по месяцам.

Максимальный пик вакансий пришелся на апрель месяц (401 вакансия), когда чаще всего проводятся различные ярмарки вакансий, и работодатели готовы принимать молодых специалистов, которые еще находятся в процессе получения диплома. Летние месяцы продолжают данную тенденцию – май/июнь/июль (291/315/262 вакансий). Минимальное количество вакансий пришлось на начало учебного года – сентябрь (101 вакансия). Исходя из этого, явно наблюдается тенденция увеличения вариантов работы для молодых специалистов в весенне-летний период. Именно в это время они получают диплом и выходят на рынок труда, тогда как к концу года большинство рабочих мест уже занято вчерашними выпускниками, и потребность в персонале закономерно сокращается.

Более подробное распределение вакансий в период с 2013 года по 2017 год представлено на рисунке №1.

Рисунок №1. Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день 2013-2017гг.

Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день 2013-2017гг.

Самой наглядной характеристикой изменения рынка труда является распределение вакансий по сферам за пять лет (см. таблицу №1).

В 2017г. в лидеры по числу вакансий вырвалась сфера «Образование, культура» (35%), оставив позади лидера прошлых лет – «Государственная служба» (29%). Это говорит о высоком спросе на педагогические кадры в Тверском регионе. Но, стоит отметить, что на протяжении пяти лет сфера государственной службы является одной из более распространенной и ни разу не занимала места ниже второго. Это объясняется тем, что РЦСТВ является структурным подразделением государственного ВУЗа, который готовит молодых специалистов в различных областях. Работодатели из данной сферы заинтересованы в таких специалистах, и поэтому для их поиска сотрудничают с нашим подразделением.

Замыкает тройку лидеров в нашем рейтинге сфера «Продажи» (8%), которая годом ранее занимала 2 место. Уже более пяти лет мы наблюдаем стабильный спрос на выпускников, желающих строить свою карьеру в продажах. Это обусловлено большим присутствием на рынке Тверской области вакансий данной сферы и ее постоянным расширением.

Четвертое место поделили «Административный персонал», «Банки», «Финансы/Бухгалтерия» и «IT» (4%). Стоит отметить, что сферы «Банки» и «Финансы/бухгалтерия» поднялись, укрепив свои позиции на 1%, по сравнению с прошлым годом, а сфера «Административный персонал» наоборот уступила по количеству вакансий на 3%, но не сдала свои позиции в рейтинге. «IT» продолжает держать свою позицию в 4% несколько лет, что говорит о стабильности спроса на специалистов с подобным образованием.

На пятое место опустилась отрасль «Производство», уступив 1%, по сравнению с предыдущими годами, что говорит о некоторой стабильности в данной области.

Шестое место поделили между собой сферы «Юридические услуги» и «Сall-центры», набрав в рейтинге по 2%, что свидетельствует о спаде спроса. В сфере «Call-центры» спрос в этом году вырос именно на студентов, которые совмещают работу и учебу, поэтому в рейтинге вакансий на полный рабочий день эта отрасль сдала свои позиции на 4% по сравнению с прошлым годом.

Седьмое место поделили «Логистика» и «Страхование», набрав в рейтинге по 1%. Стоит отметить, что сфера «Логистика» опустилась, уступив 2%, по сравнению с прошлым годом, а сферы «Страхование» не было в 2016г.

«Туризм/Сфера услуг», которая в прошлом году была в тройке лидеров, теперь резким скачком сдала свои позиции. К этой сфере относятся вакансии различных профессиональных направленностей (от рабочих и официантов до инструкторов тренажерного зала и менеджеров). В нашей практике, как правило, такие варианты занятости ориентированы на гибкий график работы, поэтому вполне закономерно возвращение данной сферы на низкие позиции рейтинга вакансий полного рабочего дня, после переориентации в 2016г. (где работодатели предпочитали видеть на этих должностях специалистов с законченным образованием, а не студентов).

Пять сфер из общего списка представляют вакансии закрытого рынка либо являются непрофильными для университета, потому встречаются редко: «Реклама/Маркетинг/PR», «Недвижимость и строительство», «Рекрутинг», «СМИ и издательская деятельность», «Экология и землеустроительство», «Здравоохранение», «Социально-политическая деятельность». Данная группа по составу почти не меняется в течение всего периода анализа. Вакансии, представляющие сферу «Правоохранительные органы», не присутствовали в 2017г.

Таблица №1. Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе.

Структура спроса на молодых специалистов в отраслевом разрезе.

Далее рассмотрим уровень заработной платы относительно каждой конкретной сферы для вакансий на полный рабочий день в сравнении с 2016г. (см. рисунок №2). Средняя заработная плата, представленная в рейтинге, включает минимум, который работодатели предлагают молодым специалистам на начальном этапе карьеры. В анализе дохода по каждой сфере мы учитывали только оклады без бонусов и премий. Исходя из этого, средняя зарплата молодого специалиста для каждого направления находится в диапазоне от 13 000 рублей до 26 900 рублей.

Как и в предыдущий год и годом ранее, минимальная заработная плата в 2017г. представлена в сфере «Образование/культура» и составила 13 000 рублей. Не забывайте, что, учитывая средний доход в данной отрасли, мы не берем во внимание систему надбавок и стимулирующих выплат, предусмотренных для молодых специалистов, ведь благодаря им реальный доход может быть выше.

Самой высокооплачиваемой сферой 2017г. стала сфера «Реклама/Маркетинг/PR» (26 900 рублей), а в 2016г. средняя заработная плата в этой сфере составляла 22 100 рублей.

Отметим незначительные уменьшение средней заработной платы в 2017г. по сравнению с 2016г. Так, в этом году она составила 21 330 рублей, тогда как в предыдущем – 21 600 рублей.

Рисунок №2. Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2016-2017гг.

Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2016-2017гг.

Группа 2: вакансии для студентов

В 2017г. мы наблюдаем значительное уменьшение количества вакансий для студентов, в сравнении с прошлым годом, на 26%. В 2017г. максимальное число вакантных мест (471) было в июне (как и в 2014г.). Прослеживается тенденция увеличения числа вакансий в весенне-летний период. Полная картина отражена на рисунке №3.

Рисунок №3. Динамика формирования банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2014-2017гг.

Динамика формирования банка вакансий для студентов РЦСТВ ТвГУ в 2014-2017гг.

Вакансии на лето представлены отдельным блоком. Как правило, это должности вожатых в детские оздоровительные лагеря, администраторов, официантов, ассистентов. В 2017г. произошло значительное уменьшение количества вакансий именно с такой занятостью на 73% (2016г. – 956, 2017г. – 261). Это свидетельствует о том, что в 2017г. были востребованы не массовые вакансии. Стоит отметить, что в текущем периоде многие работодатели стали заблаговременно искать сотрудников для работы на лето, начиная с января.

Теперь давайте рассмотрим распределение количества вакансий по конкретным наименованиям. В 2017г. первое место в нашем рейтинге занимают вакансии оператора Call-центра (26% от общего количества), которые в предыдущие года не превышали 15%. Далее с небольшим отрывом идут вакансии менеджеров по продажам, по-прежнему, являющиеся самыми популярными для студентов (17% от общего числа). Работа предполагает и гибкий график, преимущественно, в вечерние время, и высокий доход, при выполнении плана продаж.

На третьем месте располагается сфера общественного питания, уверенно набравшая 11% от общего количества вакансий. На четвертом, пятом и шестом местах с разницей в 1% расположились вакансии рабочих, сферы логистики и промоутеров (доля 9%, 8% и 7% соответственно). Причем количество вакантных мест для желающих подработать рабочими и в сфере логистики возросло, по сравнению с предыдущим годом, а количество вакансий промоутеров, наоборот, резко снизилось. Такие вакансии пользуются популярностью среди молодежи, так как предполагают временную занятость, удобный график и почасовую оплату труда.

В 2017г. значительно уменьшилось количество вакансий в пункте «Другое», который был лидером в 2015г. Сюда входят единичные уникальные предложения о работе.

В исследуемом году вырос спрос на вакансии в сфере образования и IT. Полная картина отражена на рисунке №4.

Рисунок №4. Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2014-2017гг.

Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2014-2017гг.

Группа 3: вакансии учителей

Спад количества вакансий для учителей в Тверской области, который продолжался с 2013г., завершился, и в 2017 году произошел резкий скачек в их количестве (на 31%), в сравнении с 2016г., в котором тоже спрос на учителей резко возрос. За последние три года мы наблюдаем стабильный спрос с его увеличением, как по Твери, так и по области.

Рисунок №5. Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2013-2017гг.

Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2013-2017гг.

Количество дисциплин в школе фиксировано Министерством образования и науки РФ, и поэтому существенных изменений из года в год в количестве предметных областей не происходит. В Тверской области число учебных предметов находится в диапазоне 20-24 дисциплины. В 2017г. мы наблюдаем самый маленький показатель за 5 лет (21→22→24→22→20). В городе Твери ситуация уже третий год остается прежней (20→19→18→18→18).

Рисунок №6. Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2013-2017гг.

Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2013-2017гг.

Обратимся к таблице №2: в целом, структура спроса на педагогические кадры в Твери среди лидеров меняется мало, причем, по сравнению с предыдущем годом, тройка ведущих предметов осталась неизменной. Спрос на учителей математики продолжил расти, достиг в 2017г. максимального уровня за пять лет по количеству предложений, но не в процентном соотношении от общего числа вакансий (13%), и сохранил за собой первенство.

На втором месте (12%) в рейтинге 2017г. вакантные должности для учителей начальных классов. В сравнении с предыдущими годами количество вакансий по этой дисциплине выросло, хотя доля от общего числа уменьшилась на 4% (таблица №2). Примечательно, что сократилось количество вакансий для учителей русского языка и литературы, которые в 2015г. занимали второе место, в 2016г. данная дисциплина даже не вошла в пятерку лидеров, а в 2017г. снова появилась в рейтинге и заняла 5 место (8%).

Третье место, как и двумя годами ранее, принадлежит вакансии учитель английского языка, это говорит о стабильной потребности на учителей данной специализации. Стоит отметить, что эта дисциплина присутствует в мониторинге на протяжении всех 5 лет исследования и держится на уровне 10-17% от общего количества вакансий.

Впервые за пять лет в рейтинге спроса на педагогические кадры в городе Твери в 2017г. появляется категория учитель информатики и уверенно занимает четвертое место (9%).

Таблица №2. Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет.

Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет.

Рейтинг спроса на педагогические кадры в Тверской области представляет собой, в основном, распределение тех же учебных предметов, которые представлены в рейтинге вакансий по городу Твери, согласно таблице №3. В 2017г. лидирующие позиции заняли вакансии учителей математики и учителей английского языка, которые на протяжении 5 лет занимали первые-вторые места. Как мы видим, учителя этих двух специализаций продолжают пользоваться спросом в Тверской области. Можно предположить, что такая ситуация объясняется разнообразием вариантов трудоустройства для них не только в сфере образования, но и в других направлениях, где специфика и оплата труда значительно отличаются от работы в школах.

Также ощущается, хотя и меньшая, но стабильная потребность в учителях русского языка и литературы, в этом году к ним добавились учителя музыки (9%) и разделили между собой третье место. Примечательно, что в 2017г. учителя начальных классов даже не вошли в пятерку лидеров нашего рейтинга спроса на педагогические кадры в Тверской области, которые присутствовали все предыдущие года.

На четвертое место поднялась категория учителей физики (8%), которая присутствовала в рейтинге в 2015г. на том же месте. Минимальная потребность в кадрах, как и в 2014г., по результатам нашего исследования, приходится на учителей истории. Причем стоит отметить, что их востребованность возросла.

Таблица №3. Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет.

Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет.

Внимание! Если вы не можете войти в аккаунт после 26 марта, зарегистрируйте новый аккаунт!